Евгений Ройзман (roizman) wrote,
Евгений Ройзман
roizman

Category:

Старые мастера

В 1989-м году я купил икону в Верх-Нейвинске. Купил я ее не с первого раза, потому что хозяин ее очень ценил и сильно торговался. Поскольку он жил в зоне за колючкой, тогда это называлось "Свердловск-44", а сейчас - Новоуральск, я каждый раз лазил к нему через забор. И обратно тоже через забор. И все-таки купил. До города я ее вез на руках, потому что доска ссохлась, красочный слой с левкасом вышел за края, некоторые части встали домиком, и часть фрагментов я аккуратно завернул в  бумажку. Смотрите, какой кракелюр - она была похожа на мозаику. С огромным трудом удалось прочитать датирующую надпись на нижнем поле, там, где сейчас виден ожог.  "От сотворения мира 7357 год" - 1849-й год. Это одна из последних икон в стиле Высокого Невьянска.

ni_003_1

Судя по всему, писал ее кто-то из знаменитых иконописцев Богатыревых. Это были очень уважаемые и авторитетные старообрядческие старшины, люди талантливые, образованные и несгибаемые. И честность ставили во главу угла. Замечательный тип русского человека.
Первый их предок Анания Богатырев появился на Невьянском заводе в 1717 году. А пришел он из Архангельской губернии Важеской волости села Осинов Ям.  Первый  иконописец из их рода Иван Васильевич Богатырев родился в 1759-м году. Это был мастер высочайшего класса. Он признается одним из лучших  в невьянской школе. У меня есть его икона 1786-го года. Это гениальная работа. При этом, больше четверти века мы не можем докопаться: у кого он мог пройти обучение? Правда, в соседних домах в Невьянске на Тульской улице жили крупнейшие иконописцы того времени Коскины и Малыгановы. Сейчас уже есть основания считать, что у них были между собой родственные связи.
Сам Иван Васильевич умер в 1827-м году. Существуют две иконы, подписанные им лично, несколько однозначно относящихся к его руке и еще несколько его мастерской.  Эти иконы можно смело выставить в Галерее Уффици среди ранних, и они не будут выбиваться, и на них будут смотреть.
А потом его дело продолжили два сына: Михаил и Афанасий. А потом включился его внук Герасим Афанасьевич, совершенно случайно попал в руки старообрядческий поминальник, и удалось установить дату его смерти - 1894-й год. А вообще, последнее упоминание о Богатыревых -  Богоматерь Тихвинская 1862-го года. Дело в том, я уже говорил, Богатыревы все были старообрядческими старшинами, подвергались жесточайшим гонениям во времена Николая I. Например, в Екатеринбурге знаменитая Свято-Троицкая ( Рязановская) церковь отдала заказ на исполнение иконостаса семье Богатыревых. В 1827 году поступило прямое указание Императора: законченный иконостас разломать, а иконы раздать по приходам. Я знаю, где находятся две иконы из того иконостаса. Нам довелось их в свое время отреставрировать.
Несмотря на притеснения, обыски, аресты, Богатыревы оставались старообрядцами даже тогда, когда все их конкуренты Малыгановы, Чернобровины и другие, перешли в единоверие.  В 1845 году старообрядцам запретили заниматься иконописанием. При этом здесь свирепствовал Секретный совещательный комитет по делам раскольников, имеющий огромное рвение и широчайшие полномочия. И с этого момента Богатыревы окончательно ушли в тень, и есть глухие устные воспоминания, собранные в экспедициях, что в 1857-м году они были сосланы на Колывано-Воскресенские заводы. И больше нет никакой информации.
 Поэтому икона эта 1849-го года чрезвычайно ценна. В ней четыре сюжета: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Огненное восхождение пророка Ильи, Чудо Георгия о змие, и наконец, Никола Можайский  со сценами жития. Слева внизу Кирик с Иулитой. У старообрядцев это наставление родителей детям оставаться крепкими в вере.

ni_009

ni_010

ni_011

ni_008

На иконе порядка 50-ти ликов. Кроме собственно Николы, все перекрываются стандартной спичечной головкой. А у некоторые в разы меньше. При этом в клейме Николы самый нижний левый лик (человека в красной рубашке) восстановлен.

ni_007

Эта икона первая из невьянских в моем собрании. Она ждала реставрации почти четверть века. И удалось ее сделать только сейчас. Просто потому, что в силу обстоятельств у нас нет возможности заниматься быньговскими иконами.

Вот еще икона этой мастерской:

История этой иконы: "О невыдуманном Левше"
Tags: Быньги, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments