?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Красноуфимская икона

Изучая феномен Невьянской иконы заметил, что некоторые памятники иногда поступают из Красноуфимска. Выполнены старообрядцами в невьянской стилистике, но другие. Всегда очень толстая доска и всегда отсутствие ковчега. Хотя зачастую не уступающие Невьянским по классу. В научной литературе никаких подтверждений. Разве что в альбоме "Невьянская икона" в статье исследователя Дюлонга одна фраза: "...Также в Осинском (Осокинском?) заводе Красноуфимского уезда существовала мастерская, весьма оригинальная". И все.
Стали смотреть по Красноуфимску (этот город создавался как крепость для охраны Кунгура от башкирских набегов). Чтобы было о чем говорить, я стал брать все иконы, поступающие из этих краев, и не торопясь систематизировать. Оказалось, что многие происходили из Нижнеиргинска (20 км от Красноуфимска), где долгое время существовал завод.
Населяли Нижнеиргинск в основном выходцы из Балахны, Нижегородской Губернии (контактировали и перемещались по соседним заводам: Верхнеиргинский, Суксун, Сарана и др.). Все они были старообрядцы и идеологически сориентированы на Невьянск. Но административно и географически на Кунгур и Пермь. Видимо поэтому местная икона была наделена рядом признаков, которые выделяли ее из основного направления. Кроме того завод был беднее Невьянского, и это тоже сказалось на стилистике. Хотя местные этот недостаток средств с достоинством компенсировали сохранением традиций и строгостью письма. Есть некоторые основания считать, что родоначальниками местных писем были выходцы из Сарапула иконописцы Колчины, которые некоторое время работали в Невьянске (XVIII век.) Их потомки живут в Нижнеиргинске до сегодняшнего дня.
А когда уже нам стало понятно, что мы имеем дело с ярким, сформировавшимся иконописным направлением, хотя и имеющим небольшой (четко очерченный) ареал, я на всякий случай в первом вестнике музея застолбил термин: Красноуфимская икона (хотя можно было не торопиться, все равно кроме нас этим никто не занимался).
Интересный момент. Настоящая Невьянская икона и в Нижнеиргинске, и в Красноуфимке бытовала, но у нас нет ни одного случая происхождения Красноуфимской иконы из Невьянска.

Когда уже в теории нам многое было видно и понятно, мы с Максом сделали несколько выездов в тот район, побывали где только можно, поговорили и познакомились с людьми и нашли некоторые подтверждения нашим наблюдениям. К сожалению, только теоретические.
У меня была надежда на Красноуфимский музей, в который стекались древности со всего района. Я думал, что у них хранятся иконы, которые они считают своими, местными. Мне надо было увидеть своими глазами. К сожалению, в Красноуфимском музее нет ни одной местной иконы. И вообще ни одной. Зато есть макет электровоза (на самом деле музей славный и люди хорошие работают в нем. Они и подсказали мне, с кем разговаривать в Нижнеиргинске. Я обещал в ближайшее время сделать им цветной каталог по экспозиции).
Кроме того мы объехали все церкви в округе и не увидели там ни одной Красноуфимской иконы. Однако в Сылве и Шамарах подобные иконы мы видели.
Одновременно с короткими экспедициями собирали материал, контактировали с университетом, историками, в частности с Байдиным, от которого получили ряд стратегически важных подсказок. И все равно ответов никаких не было, а вопросов становилось все больше.
Совершенно неожиданно познакомился в Красноуфимске с хорошим мужиком, Жужиным, автором нескольких книг по истории края. И вот, прочитав одну из них под названием "Кержаки", я наконец-то увидел искомое. Николай Сергеевич описал, как общался с одним авторитетным нижнеиргинским старообрядцем, который подтвердил, что существовало местное иконописание и даже обозначил косвенный атрибутационный признак (у старообрядцев всегда очень четкая градация: это икона наша, эта икона не наша). Однако старообрядец этот умер несколько лет назад в возрасте 94 лет. И оказалось, что поговорить-то нам больше не с кем (и вообще так себе занятие - беседовать со старообрядцами, кто ездил по экспедициям, знает). И посмотреть нам тоже нечего. Не осталось ничего. Облом.

Ситуация следующая. Мы имеем более 50 икон от конца XVIII до начала XX века географически (и стилистически) относящихся к Красноуфимску. Знаем места компактного проживания старообрядцев. Приблизительно понимаем, кто мог в это время там работать. И если бы среди икон была бы хоть одна подписная, мы бы получили документальное подтверждение, цепь бы замкнулась. Все бы стало ясно. Но нет ни одной подписной иконы.

Понимая, что стоим на пороге интересного открытия, продолжаем собирать информацию. За это время перекупщики стали Красноуфимскую икону идентифицировать и ценить значительно выше. Деться некуда, продолжаем брать. И уже понимаем с Максом, что уже все готово. Надо фиксировать, показывать явление, делать альбом, но чего-то не хватает... А тянуть уже невмоготу.
И вот в понедельник звонит мне из Красноуфимска Жужин (а он по основной своей работе занимается трудными подростками):
- Приезжай, познакомлю с людьми, есть информация.
И вот я загрузил с десяток самых разных икон, среди которых несколько откровенно Красноуфимских, и поехал. Встретился. Николай Сергеевич познакомил меня с местными. Я разложил на лавочке все привезенные иконы. И устроил опознание как в милиции. Они не думали и нескольких секунд. И сразу четко показали на Красноуфимские и сказали:
- Это наши.
Кроме того дали еще много полезной информации и подсказок. И еще подарили одну очень характерную местную икону. И еще одну продали недорого. И я понял, что нам этого достаточно. Все остальное будем добирать в рабочем порядке. С дороги позвонил Максу, он со мной согласился.


Заканчиваем и в течение двух недель отдаем альбом в печать. Делать будет издательство Колумб. Юля kruteeva будет заниматься лично.

На осознание, понимание и подготовку ушло 20 лет.

Праздники. Конец XVIIв.

Иоанн Дамаскин. 1837г.

Богоматерь всех скорбящих радость. Начало XX в.

Метки:

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
modelman
7 фев, 2008 14:17 (UTC)
Поздравляю. Настоящая победа.
shefsus
7 фев, 2008 16:55 (UTC)
какие вы все таки молодцы.
oldin
7 фев, 2008 22:01 (UTC)
Ой, у меня от второй иконы мороз по коже пошел ))).
Поздравляю!
botanist77840
8 фев, 2008 06:54 (UTC)
невероятно интересно. как вы узнаете, где была написана икона?
glukanat
8 фев, 2008 10:06 (UTC)
Известите когда выйдет альбом, хотелось бы купить...
virlov
8 фев, 2008 10:37 (UTC)
Третья очень понравилась, точнее просто больше чем предыдущие две. Впечатляет.
hgr
8 фев, 2008 12:19 (UTC)
и я поздравляю!
amypp
8 фев, 2008 12:39 (UTC)
молодцы!
(Анонимно)
10 фев, 2008 10:44 (UTC)
Евгений Вадимович, ужасно рад. Такое яркое явление и снова именно вы ткнёте носом наших записных авторитетов. Но не хотели бы Ва разработать и выделить критерии наивной (народной) иконы уральского иконописания. У Вас в музее их много и они достойны отдельной классификации. А вообще я просто рад за Вас. Поговаривают о Вашем плохом самочуствии, искренне желаю Вам здоровья, вы так нужны нам и собственно Росии. urfin
perotush
10 фев, 2008 11:14 (UTC)
Поздравляю вас и всех с открытием!
Может, в будущем и диски делать? Хотя книга, конечно, лучше, но не всем доступна.
ispolkom
12 фев, 2008 21:08 (UTC)
помогай Бог!
evgenyivanov
25 сент, 2008 11:05 (UTC)
вторый образ чей есть?
roizman
17 окт, 2008 08:31 (UTC)
Иоанн Дамаскин.
staroobrad
11 окт, 2008 11:22 (UTC)
+++и вообще так себе занятие - беседовать со старообрядцами, кто ездил по экспедициям, знает

Объездил пол-Урала в археографических экспедициях и скажу, что занятие сие весьма приятное - знать надо просто подход.
roizman
14 окт, 2008 15:56 (UTC)
Поверь, известны все подходы и к старообрядцам я отношусь с уважением, просто живу в ином временном режиме.
(Удалённый комментарий)
roizman
13 янв, 2009 09:23 (UTC)
В Музее. Или свяжитесь с kruteeva
(Анонимно)
21 мар, 2009 17:56 (UTC)
икона Никола закамский (березовский)
Простите Христа ради, нет ли у Вас фотографии Николы Закамского и почему она не встречается в староверческих описаниях. Михайло Борисович www.drevleprikamie.ru
roizman
23 мар, 2009 14:51 (UTC)
Re: икона Никола закамский (березовский)
Нет, у нас нет.
Осьминина Екатерина
14 сент, 2012 16:02 (UTC)
Здравствуйте, Евгений Ройзман. Прошу вашей помощи
я учусь в Акадкмии Художеств и пишу курсовую по "Красноуфимской иконе": "Отражение традиций «Невьянской школы» в «Красноуфимской иконе» из собрания Е. Ройзмана. Сравнительный анализ группы икон с изображением Богоматери".
Если вы можете, то подскажите ,пожалуйста,где какими книгами/статьями вы пользовались для изучения "Красноуфимской" иконописи?
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner