Category: история

лето

Картины

На Иннопроме монтируют хорошую выставку Миши Брусиловского. Собраны старые его работы. Например первый вариант Homo Sapiens 1973 года, одна из самых дорогих проданных картин и Красная Шапочка этого же времени.

лето

Старые мастера

В 1989-м году я купил икону в Верх-Нейвинске. Купил я ее не с первого раза, потому что хозяин ее очень ценил и сильно торговался. Поскольку он жил в зоне за колючкой, тогда это называлось "Свердловск-44", а сейчас - Новоуральск, я каждый раз лазил к нему через забор. И обратно тоже через забор. И все-таки купил. До города я ее вез на руках, потому что доска ссохлась, красочный слой с левкасом вышел за края, некоторые части встали домиком, и часть фрагментов я аккуратно завернул в  бумажку. Смотрите, какой кракелюр - она была похожа на мозаику. С огромным трудом удалось прочитать датирующую надпись на нижнем поле, там, где сейчас виден ожог.  "От сотворения мира 7357 год" - 1849-й год. Это одна из последних икон в стиле Высокого Невьянска.

ni_003_1

Судя по всему, писал ее кто-то из знаменитых иконописцев Богатыревых. Это были очень уважаемые и авторитетные старообрядческие старшины, люди талантливые, образованные и несгибаемые. И честность ставили во главу угла. Замечательный тип русского человека.
Первый их предок Анания Богатырев появился на Невьянском заводе в 1717 году. А пришел он из Архангельской губернии Важеской волости села Осинов Ям.  Первый  иконописец из их рода Иван Васильевич Богатырев родился в 1759-м году. Это был мастер высочайшего класса. Он признается одним из лучших  в невьянской школе. У меня есть его икона 1786-го года. Это гениальная работа. При этом, больше четверти века мы не можем докопаться: у кого он мог пройти обучение? Правда, в соседних домах в Невьянске на Тульской улице жили крупнейшие иконописцы того времени Коскины и Малыгановы. Сейчас уже есть основания считать, что у них были между собой родственные связи.
Сам Иван Васильевич умер в 1827-м году. Существуют две иконы, подписанные им лично, несколько однозначно относящихся к его руке и еще несколько его мастерской.  Эти иконы можно смело выставить в Галерее Уффици среди ранних, и они не будут выбиваться, и на них будут смотреть.
А потом его дело продолжили два сына: Михаил и Афанасий. А потом включился его внук Герасим Афанасьевич, совершенно случайно попал в руки старообрядческий поминальник, и удалось установить дату его смерти - 1894-й год. А вообще, последнее упоминание о Богатыревых -  Богоматерь Тихвинская 1862-го года. Дело в том, я уже говорил, Богатыревы все были старообрядческими старшинами, подвергались жесточайшим гонениям во времена Николая I. Например, в Екатеринбурге знаменитая Свято-Троицкая ( Рязановская) церковь отдала заказ на исполнение иконостаса семье Богатыревых. В 1827 году поступило прямое указание Императора: законченный иконостас разломать, а иконы раздать по приходам. Я знаю, где находятся две иконы из того иконостаса. Нам довелось их в свое время отреставрировать.
Несмотря на притеснения, обыски, аресты, Богатыревы оставались старообрядцами даже тогда, когда все их конкуренты Малыгановы, Чернобровины и другие, перешли в единоверие.  В 1845 году старообрядцам запретили заниматься иконописанием. При этом здесь свирепствовал Секретный совещательный комитет по делам раскольников, имеющий огромное рвение и широчайшие полномочия. И с этого момента Богатыревы окончательно ушли в тень, и есть глухие устные воспоминания, собранные в экспедициях, что в 1857-м году они были сосланы на Колывано-Воскресенские заводы. И больше нет никакой информации.
 Поэтому икона эта 1849-го года чрезвычайно ценна. В ней четыре сюжета: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Огненное восхождение пророка Ильи, Чудо Георгия о змие, и наконец, Никола Можайский  со сценами жития. Слева внизу Кирик с Иулитой. У старообрядцев это наставление родителей детям оставаться крепкими в вере.

ni_009

ni_010

ni_011

ni_008

На иконе порядка 50-ти ликов. Кроме собственно Николы, все перекрываются стандартной спичечной головкой. А у некоторые в разы меньше. При этом в клейме Николы самый нижний левый лик (человека в красной рубашке) восстановлен.

ni_007

Эта икона первая из невьянских в моем собрании. Она ждала реставрации почти четверть века. И удалось ее сделать только сейчас. Просто потому, что в силу обстоятельств у нас нет возможности заниматься быньговскими иконами.

Вот еще икона этой мастерской:

История этой иконы: "О невыдуманном Левше"
лето

Богу племянник


Симеон Верхотурский - чтимый и уважаемый в наших краях святой. Родился он, видимо, около тысячу шестисотого, а умер около тысячу шестисот пятидесятого года. Легенды и добрая молва о нем еще долго ходили среди меркушинских, тагильских, махневских и верхотурских крестьян. Мало того, он был один из немногих русских, кого любили и уважали инородцы. Судя по всему, Симеон Верхотурский был выходец с Пинеги. Звали его Семейка Пинежанин. Отчество у него было Иванович. Видимо наличие отчества и грамотность породили слухи о дворянском его происхождении. Вообще как-то надо было жизнь прожить, чтобы получить к имени приставку Праведный. А еще в народе его называли "Богу Племянником"

Я ни разу не встречал иконы Симеона Верхотурского XVIII века.
Самая ранняя датированная икона Праведного Симеона Верхотурского, которую я видел - 1839 года, с благословением от Верхотурской Николаевской обители (она мне так нравилась, а у Дюши был День Рождения, а мне вдруг стало жалко ее дарить, и мне стало стыдно, я собрал все силы и подарил)

После посещения Николаевского Верхотурского монастыря царской семьей, Симеон, из местночтимых стал всероссийским святым.
Икон Симеона Верхотурского у нас очень много. Судя по всему в большинстве своем это были "подносные" иконы, которые писали для огромного количества поломников прямо в монастыре. Я очень люблю эти бесхитростные образки, потому что они невероятно точны. Мутная река Тура и глинистые берега, и камень, на котором, по преданию сидел Симеон, всегда выглядят предельно точно и все, кто бывал в тех краях подтвердят. Всегда у специалистов ценятся иконы с точными этнографическими и географическими подробностями.

Вот эта большая житийная икона совершенно точно описывает и окружающую природу, и интерьер Крестовоздвиженского собора Никольского монастыря. При советской власти там была трудовая колония НКВД для несовершеннолетних преступников. Маленькие злодеи маршировали там в трусах и противогазах.

Эту икону я купил в начале девяностых у Леонида Ивановича. Я зашел к нему прямо со стоянки, где продал свою пятилетнюю "восьмерку" за $500. Вот эти деньги я ему и заплатил.


А вот эта вот икона написана не местными. Скорее всего холуяне работали. Там в Верхотурье артели холуян прослеживаются со средины XVII века. Зипун у Симеона всегда синий, а здесь красный. А на обороте иконы надпись: "Ивану Васильеву Шулдякову. Симиона ПравЯднаго ВЯрхотур Чудот 10"


Эту икону подарил мне Коля kolyadanik Коляда. И еще двух Симеонов вместе с ней подарил. Он их когда-то купил на Ленина, у старьевщиков. Прямо напротив ГУВД Свердловской области. А вот теперь мне подарил. Почему-то в день своего рождения.
Коля, тронут, спасибо тебе.

А в невьянской иконописи Симеона Верхотурского практически не писали. Знаю только один случай.


Поздние, конечно, были уже, к концу XIX, к началу XX вв. Но я эти иконы невьянскими не признаю.
У старообрядцев вообще к Симеону очень интересное отношение. Как-то спрашиваю у Панфилыча. Говорю:
- Василь Панфилыч, скажи, как вы к Праведному Святому Симеону Верхотурскому относитесь?
А Панфилыч не ожидал такого подвоха, чуть не поперхнулся. Покряхтел, покачал головой и говорит:
- Люди говорят, хороший человек был.

лето

Старая дорога

В конце XVII - первой половине XVIII вв. из Руси в Сибирь положено было ездить через Верхотурье. Потому что там сидели воеводы, и была таможня. И на Ирбитскую ярмарку все дороги засекались, гати нарушались, и ездить напрямую не позволяли, только через Верхотурье. Таможню отменили только в 1754 году. Но до этого времени все равно ездили в Ирбит напрямую. А как запретишь? Вода дырочку найдет.Дорога эта называлась "Старый Ирбитский тракт". Сначала ехали по Старому Вехотурскому, что идет через Пышму и Балтым. Ездить там в те годы было небезопасно. На Балтыме и на Адуе жили немирные вогулы (манси), собирались до тысячи луков! На легких лодках по Адую выходили в Реж, а по Режу до Ницы и дальше ходили с набегами. Иногда, как в 1662 году, объединялись с ногаями, черемисами (марийцами), сибирскими татарами и поднимали восстания. Жгли дома и посевы, убивали всех, кроме молодых девок и баб, и кололи весь скот кроме лошадей. Это была война за выживание. Просто они жили охотой и платили ясак. А когда селились русские, зверь уходил, а ясак спрашиавли. Вогулы уходили вслед за зверем, и поговорка была в наших краях такая: "Бежит, как вогул от русского". Но иногда они возвращались.

Я раньше думал, что название "Красный Адуй" связано с революционными событиями, но оказывается, оно старое, и связано с выходами красных охр. А когда едешь дальше по старому тракту мимо Мостового, не доезжая до деревни Пьянково ( первые поселенцы - выходцы с реки Пьяны) вправо уходит дорога, небольшой проселок сейчас уже разбитый лесовозами. Это и есть начало Старого Ирбитского тракта. Там еще местами сохранились остатки старых гатей. Дорога эта выводит к знаменитой деревне Колташи. Деревня эта относится к Адуйско-Мурзинскому самоцветному поясу. И еще в первой половине двадцатого века там находили рубины, сапфиры, и даже алмазы. А золото там мыли везде, и в Колташах, и в Аятке, и в Кунаре. И до сих пор моют. Из этой деревни родом знаменитый горщик Данила Зверев. А дальше этот тракт идет вдоль Режа через села Глинское, Арамашку, Арамашево (Арамашевская слобода), а дальше есть два пути: через Коптелово по Режу, или через Синячиху по Нейве.

А это я перед Колташами нырныл в речку Талицу. Там с левой стороны раньше деревня была, на бугре стояла возле чистого соснового леса. Сейчас уж ничего нет. Иван-чаем все заросло. Почему брызг много? Да торопился. Жизнь-то короткая.

лето

Отцы-основатели

Один из отцов-основателей Екатеринбурга, Вильгельм Де-Генин, родился 21 октября.
Сегодня у него День Рождения.
Здесь у нас его звали Вилим Иванович. Он отличался от всех местных чиновников. Был человеком сильным и честным.
В его бытность в Екатеринбурге местной администрации подчинялись все заводы от Казани до Нерчинска. То есть, по сути Екатеринбург стал промышленной столицей Империи.

Вилим Иванович был человек серьезный и основательный. Всегда в первую очередь искренне соблюдал казенные интересы. После него, долгие годы на Горнозаводском Урале, когда видели что-то крепкое и основательное, с уважением говорили: "Казна строила".
У него было своеобразное чувство юмора. При этом он умел давать достаточно точные оценки.
Например: "Дай Бог, дабы здешний воевода радел... Но он спесив, глуп и ленив", "Высок, казист, брюхо толсто, пить умеет".
Известна забота Де-Генина о лесе. И роль его в сохранении уральских лесов огромна.

Он никогда не боялся брать на себя ответственность и умел принимать нестандартные решения. 
Все знали его тягу к чистоте и порядку:
Хотя екатеринбургским всем обывателям объявлено, чтоб отнюдь кто скота у себя имеет по улицам не распускали, а содержали во дворах. А паче свиней, понеже от оных обывателям бывают великие обиды и пакости, понеже иной трудится чрез целое лето в огороде, а они в один день, огород изломав, все овощи приедят и ископают. И курец много. Однако ж оные объявления все уничтожены и свиней никогда взаперти не держат.
Того ради объявить тебе всем здешним солдатам, ежели с сего числа солдаты по улицам чьих шатающихся свиней увидят – будут оных стрелять и брать себе на пропитание без всякой опасности. О чем и здешним обывателям объявить с барабанным боем.

Вообще для Де-Генина труд и казенный интерес были превыше всего.
Находясь на Урале, Вилим Иванович закончил фундаментальный труд "Описание уральских и сибирских заводов". Рукопись этой книги двести лет была настольной у всех горных инженеров (издали ее только в 1935 году).

Но самое главное - все всегда знали, что Вилим Иванович не берет взяток. Его могли обвинить в превышении власти, в самоуправстве, но ни у кого никогда не повернулся язык даже огульно обвинить его в мздоимстве.
Умер он в 1750 году, в возрасте 74 лет. И до сих пор все помнят, что это был человек, который никогда не брал взяток и действовал в интересах России. При этом он не был русским. Он просто был честным человеком.
лето

Нерукотворный образ

Сегодня работал в музее. Готовлю к печати книгу "Ранняя Невьянская икона".
Решил дополнить основной текст небольшим обзором икон XVI-XVII веков, бытовавших здесь до начала горных заводов.
Вообще древние иконы в наших краях - огромная редкость. Известна одна, XVI века, Богоматерь Знамение, которую известный исследователь Юрий Михайлович Рязанов, в конце шестидесятых нашел в Нижнем Тагиле, и в 1975 передал ее в челябинский музей. Больше икон XVI века я здесь не встречал.
Икон XVII века, бытовавших здесь, немногим больше. Как правило они были принесены сюда старообрядцами, переселившимися на заводы с Русского Севера или с Волги. В собрании Музея Невьянской иконы всего шесть таких памятников. Насколько я знаю, икон XVII века, бытовавших здесь, нет у нас ни в частных собраниях, ни в музеях.

Вот, как выглядит Спас Нерукотворный, XVII века. Думаю - северные письма. Ощущается сила в этой иконе.



Такой Спас был на всех русских боевых знаменах.

Это икона бытовала в часовне в двоеданской деревне. Двоеданами в народе называли старообрядцев, записавшихся в двойной подушный оклад (эпитет "записной" отсюда же). То есть наиболее стойкие готовы были платить двойную подушную подать за право открыто исповедовать старую веру.

Из практики - двоеданами, как правило, называли Поморцев. На Среднем Урале и в Зауралье два основные течения - "поморцы" и "часовенные". Поморцы, в основном, потомки выходцев с Севера, сохраняли связь с Выгом до самого разгрома.
Часовенные (собственно их Невьянская икона) - потомки беглопоповцев-софонтьевцев, как правило, выходцев с Волги.



А вот этот Спас, невьянский, 1830-х годов (знаю аналог 1826 года). Свой стиль и своя красота в нем. Сложная была в реставрации. Извод этот называется хлыновским.
Невьянские иконы со средины XVIII века и до конца иконописания выполнялись только по золоту. Золотой фон иконы назывался "свет". Отец Павел Флоренский считал, что в иконе это самое главное.


Старообрядцы в 1720-х годах пришли на наши заводы с Волги. Например в Нижнем Тагиле, в 1730-м, трое из четверых были выходцами с Керженца (левый приток Волги, напротив Нижнего)
С тех пор старообрядцев на Урале зовут кержаками. А шли они через Вятку.

На полях Василий Великий, Харлампий (чрезвычайно чтимый у старообрядцев святой, в средней полосе - охранитель урожая и покровитель всех живущих плодами земли, а старообрядцы ему молятся, как охраняющему от внезапной смерти без покаяния), Иоанн Воин и Иоанн Милостивый, молились которому от денежной скудости.

Потом еще что-нибудь расскажу.

лето

Побороли

У нас в Екатеринбурге нянечкам в детских садах разрешали устраивать своих детей в группы вне очереди. И все бы ничего, но прокуратура - грозное государево око, надзирая свысока, усмотрела в такой практике непорядок, и обратилась в суд с требованием нянечек обуздать, дабы впредь и никому чтоб неповадно. Ленинский суд уперся и право нянечек отстоял. Прокуратура не смирилась и обратилась в Областной. И Областной суд постановил - никаких поблажек нянечкам, только в общей очереди. Прокуратура грозно сверкнула очами и удовлетворилась.
Дело сделано. И, обратите внимание - без злого умысла.

И вдруг в детских садах не стало нянечек! Кадровый коллапс! Ну не идет никто и все. И хоть ты тресни! Правильно, впахивает нянечка наравне с воспитательницей, а зарплата у нее... 6 095 руб, со всеми надбавками! И единственный стимул идти на эту работу - была возможность устроить своего ребенка в детский садик.
Но это прокуратуре уже неинтересно. Они смотрят, чтобы еще опротестовать и кого еще проверить.

Полагаю, что одна из очень серьезных проблем в стране - это изобилие проверяющих, контролирующих, регламентирующих, надзирающих и стерегущих. Слишком много на одного работающего.

Вот, кстати, красивый пример из прошлой жизни.
Замечательный историк Корепанов рассказал:

"Пеньковый кризис".
(..)
Пенька в России все равно что рожь или строительный лес – основа основ, ее всегда было вдоволь, она была экспортным товаром со времен киевских князей. Пеньку мяли из конопли, росшей повсюду во всяком огороде и целыми полями. Из доброй и средней пеньки вили веревки и канаты, плохая – «костиковатая» – шла на конопать и на грубые канаты, так называемые «суки». Пеньку торговали «косяками» - в каждом по пуду или по два. В XVIII веке пеньку называли в мужском роде: «Костиковат пенек оказался».
На Ирбитской ярмарке почти весь пеньковый торг держался на плечах крестьян Белослудской слободы. (..) С началом заводского строительства за один ярмарочный оборот расходилось от тысячи до полутора тысяч пудов сырой пеньки, не считая шедших отдельной строкою веревок, канатов и «суков». (..)
И вот, радея о заводском деле, Татищев увидел в пеньковом ярмарочном торге явную переторжку – спекуляцию. Хотя всякому торговому человеку ясно, что ярмарки без переторжки не бывает.
31 января 1737 г. он писал из Ирбита тогдашнему своему первому помощнику в Екатеринбурге: «Мой государь! В бытность мою в Ирбитской ярмарке купчина Харчевников доносил, что пенек крестьяне продают от 35 до 37 копеек пуд. А Белослудской-де слободы крестьяне имеют до 5 тыс. пуд скупленного и просят по 45, которым-де и Демидова приказчики дают по 42 копейки. И он сторговал по тому ж. И я ему на оное сказал: что сторговано – то б взял, а впредь больше 40 копеек за пуд чтоб не давал… А сего числа пришел Демидова приказчик и доносил, что он пенек купил с поставкою на заводы по 35. А ныне-де так цену испортили, что никто меньше 45 продавать не хочет, ибо оные мужики белослудские везде по деревням закупают по 35 копеек».
И решив, что сглупил, и желая, чтоб отныне пенька в казну сыпалась сама собою и по твердой при том цене, Главный командир велит принять в Екатеринбурге белослудских мужиков с товаром, и расплатиться за пуд не по 45 ряженых, а по 40 копеек, и впредь запретить им ту скупку по деревням под жестоким наказанием: «И кто имеет – тот может продать сам на ярмарке надлежащею ценою. И оный воровской вымысл и подторговля пресечется».

Collapse )
лето

Винтик

Посмотрел книжку С.А. Кропачева "От лжи к покаянию. Отечественная историография о масштабах репрессий и потерях СССР в 1937-1945 годах".
Хороший обзор, касающийся еще и демографии. Тема очень тяжелая.

На сегодня достаточно точно документально установлено, что в течение 1937-1938 гг по политическим мотивам было осуждено 1 344 923. Из них каждый второй был расстрелян. То есть государство на протяжении двух лет ежедневно убивало тысячу граждан. Свое государство и своих граждан.
При этом надо понимать, что в лагерях тоже выжили не все. Полагаю, что абсолютное большинство уничтоженных - русские мужчины в репродуктивном возрасте.

Представляете, сколько детей остались сиротами?


У нас в деревне в октябре 37-го года арестовали бригаду плотников, пять мужиков. Причина? Да не было никакой причины. Повод был. Летом во время урагана сорвало крышу с курятника, который они строили, - вот их и арестовали. Разом сиротами остались двадцать детей. Но это еще не все. После ареста к каждому пришли на двор, увели всю скотину и вывезли все зерно. Одного, Никифорова, расстреляли. Остальным дали по десятке. Не вернулся ни один.
У Никифорова оставалось пятеро детей от 5 до 13 лет. Самый маленький, Аркаша, зимой ходил по дворам, стоял молча у дверей. Ему давали немножко хлеба или яичко. Он приносил домой, делил на всех. Еле выжили. Откуда знаю? - Это мой родственник.

Читал «Воспоминания крестьян с Русского Севера». Цитирую:
«Перед войной Каменев Александр Иванович, бригадир рыбаков из Каменихи, купил для колхоза грузовую автомашину, мотор «Стоп-Нога», трактор, киноустановку, молотилку «Генрих Манкей Ланц». Ночью приехали, да и увезли его на машине. Бесследно пропал. Одиннадцать человек детей осталось».

Что, кто еще там скучает по сильной руке?...


Но я хотел отметить другое.
В июле 1937 года вышло Постановление Политбюро "Об антисоветских элементах". НКВД, реализуя Постановление, направил на места директиву N266 О проведении учета кулаков и уголовных элементов, и разделение их на категории. Начальники управлений, соревнуясь друг с другом, в считанные дни объявили о выявлении тысяч кулаков, подлежащих расстрелу. Например Д.М.Дмитриев, начальник УНКВД по Свердловской области, доложил о 4700 кулаках. А Г.С.Люшков по Ростовской области о 5721. Все они были отнесены к первой категории и должны были быть расстреляны.
Всех обогнал начальник Управления НКВД по Омской области. От него требовалось выявить и сообщить. Так он, на всякий случай, в течение нескольких дней арестовал больше трех тысяч человек по расстрельной категории!

Но это не все. Чуть позднее в управления была спущена разнарядка: сколько человек подлежало репрессиям в каждой области. И никто не имел права самостоятельно из превышать. Но если обстановка потребует, то начальник краевого и областного управления НКВД обязан был предоставить наркому "мотивированное ходатайство". Этим правом воспользовались многие. Начальник УНКВД по Омской области Г.Ф.Горбач уже 15 августа попросил у Ежова увеличить ориентировочную категорию с 1000 до 8000 человек. То есть просто, не проявляя служебного рвения, он мог оставить жить 7000 своих соотечественников и земляков! Но он проявил рвение. Ежов отписал Сталину, и тот своей рукой наложил резолюцию: "За увеличение лимита до восьми тысяч. И. Сталин".
В Красноярском крае добились увеличения от 750 до 6600 человек. По Оренбургской области - с 1500 до 3500 по расстрельной категории. И т.д.
Стахановцы.
Вообще в 1937 году предполагалось репрессировать 380 000 человек. А фактически получилось в два раза больше. На тех поставили.

Но не смотря ни на что были и другие:

"Возвращались из Пермского края из экспедиции через Суксун. Близ Суксуна село Дикое Озеро. И вот в середине 37-го года председателю колхоза пришла разнарядка из района. Составить список: столько-то вредителей, столько-то контрреволюционеров, столько-то недобитых кулаков и подкулачников. А он взял да и уперся. Нет у меня таких! На него давай давить: запиши хоть кого-нибудь для количества. Он говорит: а надо вам для количества - меня забирайте! И они отступились.
И в Диких Озерах не забрали никого. А в Советино забирали. И в Верхнем Суксуне забирали. И в Ключах забирали. И везде забирали. А этих не тронули.
Это чудо, но такое бывает!
Рассказали суксунские музейщики, специально занималась Наташа Токарева. Узнаю фамилию председателя – обязательно расскажу."

</lj-like>


лето

Никто не ждал

В 1849 году Ф.М Достоевского и еще 20 человек приговорили к смертной казни. Были проведены все приготовления, и в самый последний момент смертная казнь была заменена. В такую же ситуацию попал Н.Г Чернышевский, в 1864 году. Это была настоящая смертная казнь, которую заменили в последний момент.
В похожую ситуацию попали Навальный и Офицеров. Хороший ряд получился.
лето

50 лет СССР

Когда-то у нас на Уралмаше во многих домах были такие. Вытачивали пирамиду из оргстекла, стачивали заднюю сторону и прорисовывали на ней Спасскую башню. И с фронтального взгляда эта башня выглядела объемной. Иногда заднюю сторону раскрашивали. и вовсе нарядно выходило.





Вообще такие вещи делали в лагерях, там, где было производство. На "промках" - промзонах. Ассортимент не хитрый. Наборные ручки из эбонита и цветного оргстекла, мундштуки, ножи, конечно (на стройке немцы пленные), ну и прочие поделки. Людей, которые этим занимались, в лагерях называли мастырщики, стремщики или ширпотребщики. Поделки эти, через вольных, передавались за зону и меняли на чай, водку, сигареты.

У нас, пацанов, во дворе такие вещи ценились и ходили по рукам. Особый эпитет был для хорошей вещи - "зыканская!". Сходу сейчас даже не могу сказать, чего больше в этом слове: "зековская" или "законная". Но надо сказать, что у нас на Уралмаше в цехах умели делать все тоже самое. А Спасскую башню делали часто. Я помню, на ней еще писали "50 лет СССР!"
Вот этот экземпляр купили на углу Победы-Бакинских Комиссаров на блошином рынке возле 111 школы.

Оставлю для Музея Народного Искусства.