Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

лето

Встреча

В страшном каунасском гетто уничтожили много евреев. Убивали. В один день, 28 октября 41-го года, расстреляли порядка десяти тысяч человек. А однажды, за один день, фашисты с полицаями убили всех детей. Их выманивали из домов музыкой. Тех, которых матери не отпускали, убивали на месте, прямо на глазах у матерей.
Потом наступило затишье.
А в 43-ем году все гетто перешли в ведение СС. И снова начались казни.
И один молодой 30-летний еврей, голый, стоя на краю рва, упал вниз с первыми звуками очереди. Его завалило телами. Он в ужасе стал выбираться. Пытаясь вылезти, зацепился руками за бруствер. Полицай, засмеявшись, проткнул ему руки штыком. И он свалился обратно.
До ночи он лежал во рву.
И ров под ним дышал, стонал и шевелился. Ночью он выполз, встал на ноги и побрел в строну далеких огней. Набрел на хутор. Как-то перелез через забор и увидел у крыльца на веревке какую-то простыню. Он накинул ее на себя, поднялся и осторожно, пробитыми руками, стал скрестись в дверь. Дверь отворила молодая женщина. Он перешагнул через порог,  навалился спиной на косяк и прошептал: "Спасите меня..." Она поджала губы и говорит: "Уходи от сюда! Если тебя здесь найдут - бьют и меня, и моих детей! Уходи туда, откуда пришел!" Он посмотрел на нее и говорит: "Не прогоняй меня!" И вот он стоит перед ней, изможденный, с пробитыми руками, в белом, и спутанные волосы все в крови прилипли ко лбу.
Он молчит.
И она молчит.
И она покачала головой: "Уходи!"
И вдруг из-за занавески выбежала маленькая светлая девочка, подбежала к ней, обняла ее за ногу, подняла голову и сказала: "Мама, не прогоняй его! Это же наш Бог Иисус Христос!"...
Они прятали его и ухаживали за ним.
Потом он ушел к партизанам. Воевал. Участвовал в самых дерзких операциях. Всех удивляло, что у него напрочь отсутствовало чувство страха. Погиб он уже в самом конце войны.
Я разговаривал с этой девочкой в 1988 году, в Каунасе. Ей было пятьдесят. Она была моложе, чем я сейчас. И я слушал ее, и меня знобило. И я ей говорю: "Ну да, конечно, изможденный человек, лоб в крови, руки пробиты, запахнутый в белое... Вы же тогда маленькая были, просто такое впечатление..." А она подняла на меня глаза, посмотрела спокойно и внимательно, покачала головой и говорит: "Вы не поняли. Это действительно был Иисус Христос".
лето

Богу племянник


Симеон Верхотурский - чтимый и уважаемый в наших краях святой. Родился он, видимо, около тысячу шестисотого, а умер около тысячу шестисот пятидесятого года. Легенды и добрая молва о нем еще долго ходили среди меркушинских, тагильских, махневских и верхотурских крестьян. Мало того, он был один из немногих русских, кого любили и уважали инородцы. Судя по всему, Симеон Верхотурский был выходец с Пинеги. Звали его Семейка Пинежанин. Отчество у него было Иванович. Видимо наличие отчества и грамотность породили слухи о дворянском его происхождении. Вообще как-то надо было жизнь прожить, чтобы получить к имени приставку Праведный. А еще в народе его называли "Богу Племянником"

Я ни разу не встречал иконы Симеона Верхотурского XVIII века.
Самая ранняя датированная икона Праведного Симеона Верхотурского, которую я видел - 1839 года, с благословением от Верхотурской Николаевской обители (она мне так нравилась, а у Дюши был День Рождения, а мне вдруг стало жалко ее дарить, и мне стало стыдно, я собрал все силы и подарил)

После посещения Николаевского Верхотурского монастыря царской семьей, Симеон, из местночтимых стал всероссийским святым.
Икон Симеона Верхотурского у нас очень много. Судя по всему в большинстве своем это были "подносные" иконы, которые писали для огромного количества поломников прямо в монастыре. Я очень люблю эти бесхитростные образки, потому что они невероятно точны. Мутная река Тура и глинистые берега, и камень, на котором, по преданию сидел Симеон, всегда выглядят предельно точно и все, кто бывал в тех краях подтвердят. Всегда у специалистов ценятся иконы с точными этнографическими и географическими подробностями.

Вот эта большая житийная икона совершенно точно описывает и окружающую природу, и интерьер Крестовоздвиженского собора Никольского монастыря. При советской власти там была трудовая колония НКВД для несовершеннолетних преступников. Маленькие злодеи маршировали там в трусах и противогазах.

Эту икону я купил в начале девяностых у Леонида Ивановича. Я зашел к нему прямо со стоянки, где продал свою пятилетнюю "восьмерку" за $500. Вот эти деньги я ему и заплатил.


А вот эта вот икона написана не местными. Скорее всего холуяне работали. Там в Верхотурье артели холуян прослеживаются со средины XVII века. Зипун у Симеона всегда синий, а здесь красный. А на обороте иконы надпись: "Ивану Васильеву Шулдякову. Симиона ПравЯднаго ВЯрхотур Чудот 10"


Эту икону подарил мне Коля kolyadanik Коляда. И еще двух Симеонов вместе с ней подарил. Он их когда-то купил на Ленина, у старьевщиков. Прямо напротив ГУВД Свердловской области. А вот теперь мне подарил. Почему-то в день своего рождения.
Коля, тронут, спасибо тебе.

А в невьянской иконописи Симеона Верхотурского практически не писали. Знаю только один случай.


Поздние, конечно, были уже, к концу XIX, к началу XX вв. Но я эти иконы невьянскими не признаю.
У старообрядцев вообще к Симеону очень интересное отношение. Как-то спрашиваю у Панфилыча. Говорю:
- Василь Панфилыч, скажи, как вы к Праведному Святому Симеону Верхотурскому относитесь?
А Панфилыч не ожидал такого подвоха, чуть не поперхнулся. Покряхтел, покачал головой и говорит:
- Люди говорят, хороший человек был.

лето

Уголовное дело


Никола, из местного ряда Быньговского иконостаса - главная храмовая икона.
Думаю, что он был уже в первом иконостасе в 1797 году.
Видимо несколько раз поновляли, поля записаны. Родной цвет - слоновая кость. И лик прописан.
Я даже догадываюсь, кто иконописец. Руку знаю. Когда-нибудь опубликую.

А справа Богоматерь Знамение. Это Новгородский извод.
 

Знамение - патрональная икона Великого Новгорода.
Эта Богоматерь пришла к нам с волной переселенцев с Русского Севера, где сильны были новгородские традиции.
Считается, что Быньговская икона, это копия Чудотворной, что в Верхнем Тагиле.
На самом деле, Быньговская - конца XVIII века, а Верхнетагильская - второй половины XIX века.
Думаю, что изначально Чудотворная сгорела в пожаре в середине XIX века.



Иконы эти стоят в больших выносных киотах. Всю резьбу на киотах мы восстановили. Режут из липы. Липа мягкая, легкая и очень хорошо держит форму. Раньше в этих краях росли липовые рощи. Дубравы тоже росли. Возможно, климат был помягче.
А вот как восстанавливали навершия на рамах. Здесь не придумано ни одной детали. Все восстановлено по зацепкам.
   


Следующая работа - очень сложная и тонкая. Обратите внимание - резьба на раме Николы сохранилась с правой стороны. На левую сторону надо будет дорезать и переносить зеркальное ее изображение. Здесь очень повезло, что это барокко, и как правило все симметрично и уравновешенно. Если бы рококо - пришлось бы изобретать. И еще: отец Виктор за двадцать пять лет своей службы в Храме не выбросил ни одной детали. Иконостас огромный и древний, в храме бывало и жарко, и сыро и студено. И тихим вечером слышны щелчки, потрескивания и легкие стуки - так осыпалась резьба. И отец Виктор до последнего кусочка собирал все в ящички. И я принял решение восстанавливать резьбу после того, как увидел у него несколько ящиков с бережно уложенными в них кусочками. Меня тронула такая бережная забота, и я решился именно из уважения к чужому труду.
Резьба на раме Богоматери Знамение тоже будет восстанавливаться.

А вот Успение Богоматери из левого придела. Это наиболее древний извод Успения, он называется Облачным.


Это 1820-е годы. Иконописец из семьи Малыгановых.
Вот здесь резьба на раме восстановлена полностью.
Сложная работа. Оцените:
 


Работает над Быньговскими иконостасами лучший резчик на Урале, Олег Васильевич. Его, кстати, тоже на допросы дергали.
Сейчас восстановлены полностью левый и правый приделы быньговского иконостаса. На это ушло несколько лет. И идет работа по восстановлению резьбы центрального иконостаса. Это огромные объемы. Центральный иконостас, с навершием - высотой с пятиэтажный дом (14 метров). Сложность восстановления заключалась в том, что и левый и правый приделы, и вся резьба, в семидесятых годах были выкрашены бронзовкой. И прежде чем приступить, собственно, к резьбе, необходимо было всю бронзовку смыть. Этим занимались несколько человек в течение трех лет.

Восстановленную резьбу мы не золотим, а оставляем чистым деревом. Поэтому всем специалистам видно, где авторская резьба, а где восстановленная.
Так правильно.
Вот, посмотрите, как это выглядит:






Это я так. Улыбаюсь. Просто хотел вам красоту показать.





лето

Кто хочет разобраться

Четыре часа потратили. Часа полтора сам допрос. Остальное время ждали в коридоре, да протоколы учитывали. У меня за это время такая очередь скопилась! Судя по допросу, претензий ко мне нет никаких. Дело бесперспективное, и все это понимают.
Просто никто не понимает, как выходить из этой ситуации.

Завтра, чтобы снять все вопросы, в 14:00 буду в Быньгах. Приезжайте, кому интересно. Вместе с отцом Виктором все покажем и расскажем. И экскурсию небольшую проведем. Вместо того, чтобы читать подлые статьи и лживые пресс-релизы, вы можете приехать и посмотреть все своими глазами.


История вопроса:
Государственный интерес
Быньги
В гости к Николе
"Извращенцы": Стало известно в рамках какого уголовного дела проводились обыски и допросы...
"Турнир": В Быньгах допросы каждый день...
"Плесень": Тут возня, интриги, выборы, а там знаменитый Быньговский иконостас...
"Кто вы такие? Я вас не знаю": Несколько дней назад полицаи приперлись в реставрационную мастерскую...

лето

В гости к Николе

Позавчера приехали какие-то дереволазы в Быньги, в Никольский храм.
Человек двадцать было. Никого не выпускали. Шмонались, нюхались, фотографировали, записывали. И видно, что придумать-то ничего не могут. Ведут себя по-хамски, одна тетка, из дереволазов, умудрилась в церковь задом войти. Отец Виктор сделал ей замечание, а она гордо сказала: "У меня свой бог!". Ну-ну, я даже догадываюсь, как его зовут...

Отец Виктор говорит:
- Вам что надо?
Они говорят:
- Это памятник. Вы не имеете права его ремонтировать!
Отец Виктор говорит:
- С чего вдруг? Это действующая церковь. Никаких документов, что это памятник, у вас нет.
Они говорят:
- Не имеете права ничего делать. Охраняется государством!
Отец Виктор говорит:
- Что-то когда крыша протекала, пол проваливался и зимой внутри минус тридцать было, никакое государство не охраняло. А тут вдруг спохватились.

Они понаписали всякой хрени, и говорят отцу Виктору:
- Распишитесь.
Отец Виктор говорит:
- Не буду.
И не стал подписывать.

На следующий день пришла бумага от правительства Свердловской области, прекратить реставрационные работы!
Дышать не запретили, и уже хорошо.

Игорю говорю:
- Давай сделаем паузу, пока у них истерика. В Кунаре уже леса стоят. Пока фасад сделаем, да пионеров поставим на крышу.
А Игорь говорит:
- Лучше не надо. А то эти бандерлоги в Кунару примчатся, и запретят домик красить.
Посмеялись.

А сегодня отца Виктора забрали из Невьянска из поликлиники, не дали никому позвонить и увезли в Екатеринбург. Допрашивали несколько часов. Что надо, сами не понимают.
Но отец Виктор, человек стойкий и мужественный, все берет на себя. А кого ему бояться?

Договорился с отцом Виктором. В субботу для тех, кому интересно, с 13 до 14, в Быньгах, в Никольском храме, прочитаю небольшую лекцию о Невьянской иконе, об истории Быньговского храма, и расскажу о реставрации и все покажу сам.
Приезжайте. Можете с детьми.

История вопроса:
"Извращенцы": Стало известно в рамках какого уголовного дела проводились обыски и допросы...
"Турнир": В Быньгах допросы каждый день...
"Плесень": Тут возня, интриги, выборы, а там знаменитый Быньговский иконостас...
"Кто вы такие? Я вас не знаю": Несколько дней назад полицаи приперлись в реставрационную мастерскую...
лето

Плесень

Тут возня, интриги, выборы, а там знаменитый Быньговский иконостас, который надо поднимать. И мне совершенно понятно, что главное, а что второстепенное.
Позвонил в ГосНИИР (Государственный Научно Исследовательский Институт Реставрации), пожаловался Герольду Ивановичу Вздорнову, он говорит - Позвони в Кирилло - Белозерский музей заповедник Мише Широмазову, там в Успенском, восстанавливали иконостас 16 века, очень качественно сделали, спроси, кто работал.

Звоню. Михаил Николаевич, кто иконостас восстанавливал в Успенском? Он говорит - Очень сильная бригада из Великого Новгорода. Тамара Анисимова занималась. Я обрадовался, позвонил Тамаре Ивановне, стал уговаривать приехать в Быньги. А у нее дел невпроворот, они уже который год  восстанавливают древние фрески церкви Успения на Волотовом поле, просто немецкая артиллерия била по этой маленькой белой церкви, разнесли все в щебень, и фрески собирали из горы осколков по маленьким крошечкам, некоторые фрагменты величиной в миллиметр, и бригада реставраторов уже двадцать лет складывает этот гигантский пазл. И отдельно в углу мастерской свалены осколки снарядов.

Но она согласилась, прилетела, и мы с ней поехали в Быньги, и полдня провели на лесах. Она поразилась гигантскому объему проделанной работы, и качеству реставрации. По центральному иконостасу все оказалось проще и сложнее. Когда-то в 19 веке, провалился пол в центральном алтаре, его вскрыли, и засыпали землей и строительным мусором, и утрамбовали, и пол поднялся сантиметров на 20. И столбы иконостаса опустились на сырую землю, и по ним пошел грибок. И за сто лет превратил могучие опорные столбы в труху. Просто плесень.
Тамара Ивановна сказала, что справимся, что она сама будет руководить работами, и что наши парни сумеют сделать все как надо, потому что она убедилась, что они умеют работать.

И когда мы с ней уже выходили из храма, ко мне подошла одна пожилая женщина, прихожанка, встала за спиной, и говорит - Женя, полицаи приходили. Я так же, не оборачиваясь - Что хотели?
- По твою душу. Говорят, Ройзман - то, небось, древние иконы на реставрацию забирает, а возвращает новые подделки! А я им говорю - Да окститесь, дуралеи! А они говорят - А наркоманы - то, которые работают, небось колются да бухают!  А я им говорю - Неправда, они хорошие парни, всем помогают, и у нас их уважают.....
- А они что?
- Да, расстроились шибко. Сказали, еще приедут.
лето

Кто вы такие? Я вас не знаю.

Несколько дней назад полицаи приперлись в реставрационную мастерскую училища имени Шадра. Приволокли  собой представителей интерпола, министерства культуры, и т.д. Нюхаются, шмонаются, ведут себя по хамски: "Сейчас мы выясним, откуда у ваших икон ноги растут!" Директору училища это внове. Переживает. Министерским тоже всем неловко. Полицаи якобы получили сигнал, что в Быньговском храме пропал иконостас. И вот, проводят проверку. Скорее всего, и сигналов-то никаких не было, у меня и прочитали "Наши в Быньгах разобрали центральный иконостас. Это уникальное сооружение 1797 года. Изнутри иконостас снизу до верху покрыт толстыми слоями штукатурки. Наштукатурили за двести-то лет. Много тонн накопилось. А внутренние столбы подгнили. И иконостас стал закашиваться. И оперся всей своей многотонной тяжестью на две иконы. Одна из них - Спас ростовой, с правой стороны, уже лопнула посредине, но держит. А на верхнем ярусе заклинило Рождество Христово.
На днях будем поддомкрачивать и вытаскивать. Главное, чтобы он не сложился.
Парни поставили леса снаружи и изнутри"
"А я из-за иконостаса центрального много лет переживал. Я видел, что он закашивается, и у меня не было возможности приступить и сердце болело. А сейчас парни все сделали, у меня отлегло. Сейчас точно поднимем. Заодно раскроем все иконы, восстановим резьбу, заменим несущие столбы, кинем новые лаги и перестелим пол. Это очень большое и серьезное дело".


Увидели, что все в наличии, что работа идет, не знают пока что делать. Стали обзванивать некоторых искусствоведов, рассказывать ужасы  о пропаже иконостаса, о подмене подлинных икон подделками, о вывозе икон за рубеж, такие сказки для идиотов. Здесь такое не пролезет. Один умник из полицаев выдал привычное меню - А вот у нас есть заявление от одной бабушки, у которой пропали иконы 17 века. Они наверное здесь у вас хранятся.
Ко мне прицепиться не получается, надо кого-то наказать. А за что?  За то что восемь лет своими силами и за свои деньги с помощью добрых людей Быньговский храм реставрируем и ремонтируем? Для начала, попытаются наказать директора училища, чего-нибудь придумают, потом попробуют как-нибудь меня оболгать. Будут рассказывать, что это народное достояние, а там наркоманы работают, и учета не ведется. Ну, во-первых, учет ведется такой, как вам и не снилось, и за восемь лет ни разу ничего не пропало, во-вторых, никому кроме нас не было дела до народного достояния, когда зимой в храме было до -30 (до  - 10 отец Виктор служил!), а весной, осенью и летом во время дождей вовнутрь лилось так, что все ведра, тазики и корыта подставляли, а сырую штукатурку из стен  в углах мы горстями выгребали.... Роспись масляная лохмотьями со стен висела. А отец Виктор держался за сердце и не знал к кому обратиться за помощью. Что-то никто из разнообразного начальства не вспоминал что это народное достояние.

Что могут рассказать? Что мы плохо реставрируем? Да ладно, с чего вдруг? Руководитель реставрационного отделения закончил Академию им.Репина, прямой ученик знаменитого Ю.Г Боброва, самый сильный реставратор по Невьянской иконе. Мы на постоянном контакте с Государственным Научно - Исследовательским Институтом Реставрации, с музеем им.Андрея Рублева, с ГИМом, в Быньги мы привозили всех крупнейших специалистов, нашу работу знают все исследователи Невьянской иконы. Без сомнений, мы здесь лучшие.
Кроме того, прежде чем приступить к реставрации центрального иконостаса, мы перекрыли купол, открыли верхний барабан, отсекли воду, сделали отопление, переложили весь пол (каждая плита под 40 килограмм), оштукатурили весь внутренний объем, открыли две башни, которые были замурованы, дали свет, и восстановили роспись, отреставрировали все царские врата, и иконостасы левого и правого пределов и еще огромный объем работы сделали за эти годы. И никого не было рядом - ни охраны памятников, ни правительства области, ни росохранкультуры, и все смотрели, как мы работаем. При этом, как обычно, мы не попросили и не потратили ни одной копейки бюджетных денег. И вот вдруг все вспомнили и подхватились и забегали.  Самим-то не совестно?

Понятно, что все это накануне выборов. Тревожно лишь что возможно хотят уничтожить Быньговский реабилитационный центр - один из самых успешных в России.
Но то, что полезли через реставрацию, через иконы, говорит о том, что ничего серьезного у них на нас нет, и придумать не могут. Так, ногами сучат.
Думаю, что в ближайшее время полезут в музей Невьянской иконы, у них это перед выборами обязательная программа. Ничего нового придумать не могут.

PS
Очень достойно повели себя сотрудники училища и Министерство Культуры, очень спокойно и с пониманием отнеслись к этой некрасивой возне Владыка Иннокентий и Отец Виктор, хладнокровно восприняли происходящее наши реставраторы, и, надеюсь,  эта история закончится так и не начавшись.
Большой и хороший материал об этом сделали на Znak.com, Дима Колезев и знаменитый фотограф Вадим Ахметов. Прочитайте, интересно получилось.
лето

Русские святые

Коварный Галицкий князь Дмитрий Шемяка хотел стать великим князем. Он захватил своего двоюродного брата Василия Васильевича, когда тот был на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре. Оставил в живых, но выколол глаза. Великодушно. Взял клятву, что он не будет более претендовать на великокняжеский престол, и сослал в Углич, потом, правда, перевел в Вологду. А сам сел княжить в Москве. Василий Васильевич, получивший прозвище Темный (были еще Слепой и Косой), собрав оппозицию, приехал в Кириллов монастырь просить у игумена Трифона, аннулировать клятву и благословить на борьбу за великокняжеский престол. Игумен Трифон разрешил его от клятвы и благословил. Потом Василий Темный приехал в Ферапонтов монастырь, где встретился с настоятелем Мартинианом. Преподобный Мартиниан успокоил Великого князя, благословил, не мешкая, идти на Москву и просто с ним подружился. Великий князь выдвинулся в поход, к нему присоединился могучий тверской князь. Видя такое развитие событий, сторонники Шемяки быстро рассосались, а сам он поспешно бежал в Новгород, где был отравлен собственным поваром. В общем умер как засранец. И поделом.

Василий Васильевич вновь воцарился на великокняжеском престоле. Тут же призвал к себе преподобного Мартиниана и сделал его игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Вообще Мартиниан был подвижник и великий труженик. Однажды один ближний боярин великого князя был им обижен и ушел к тверскому князю. А Василий Васильевич этого боярина чрезвычайно ценил, почитал своим ближайшим советником и был крайне раздосадован произошедшим. Не зная, что делать он призвал к себе преподобного Мартиниана и попросил его выступить посредником для возвращения боярина в Москву. Преподобный Мартиниан согласился, но потребовал от князя обещания, что тот не накажет сбежавшего боярина, а напротив, помирится с ним. А самому боярину во время разговора, видимо, дал свое личное поручительство в этом. И вот, когда боярин вернулся, Василий Васильевич начал его ругать, вошел в обличительный раж, разошелся, начал топать ногами, повелел заковать в цепи и бросил доверчивого боярина в темницу. Преподобный Мартиниан узнал об этом, оскорбился, вскочил на коня и скоро был уже в Москве. Подъехав ко дворцу великого князя, преподобный спешился, бросил поводья в руки подбежавшим и перекрестившись поднялся в покой великого князя, которому уже доложили. И с негодованием преподобный Мартиниан сказал буквально следующее: «Так вот как справедливо ты научился судить, самодержавный и великий князь! По что ты продал грешную душу мою и послал в ад? По что ты нарушил данное тобой слово и заковал боярина, за которого я поручился душой своей? Да не будет моего благословления на тебе и на твоем княжении!» Сказав это в гневе, развернулся, вышел не попрощавшись, вскочил на коня и только его в Москве и видели.
Василий Васильевич не на шутку разгневался. Призвал к себе бояр и долго ругался на игумена (автор жития считает, что притворно). «Смотрите, бояре, каков этот болотный чернец! Что он сделал со мною? Вдруг пришел ко мне обличил и лишил божия благословения». Правильно, кому понравится? Потом успокоился и сказал буквально следующее: «Сам я братья виноват пред Богом и пред ним, так как нарушил свое слово. Пойдем же к игумену в монастырь помолимся вместе святой Троице и преподобному Сергию, чтобы получить прощение». Тут же опального боярина под белы руки вывели из темницы, обласкали и всяко пожаловали. Великий князь отправился в Троице-Сергиев монастырь, со смирением и раскаянием попросил у преподобного Мартиниана прощения и благословения. Конечно же, видя искреннее раскаяние князя, игумен простил его, в свою очередь сам попросил прощения за резкие слова и благословил. После чего и великий князь и бояре и простые люди зауважали преподобного Мартиниана еще больше потому что увидели в нем бесстрашного поборника правды.
Слава Богу, эта история закончилась хорошо!

Интересно посмотреть, как бы вся эта история выглядела в наши дни…


Вообще жития  Русских святых серьезный источник по Русской истории, особенно написанные в XIV-XV веке Никоном Радонежским, Епефанием Премудрым, Пахмием Сербом и Стефанном Махрижским. Все Русские святые были живыми людьми и можно проследить их историю. Например преподобный Мартиниан имел фамилию Стомонахов, и в его родной  деревне Березник между Вологдой и Кириловом Стомонаховы живут до сих пор. А из соседней деревни родом Гиляровский.

Мы решили в этом году в конце июня  сделать выставку икон Русских святых в Феропонтово. Среди Русских святых было много великих и мудрых людей таких как князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, мудрец и дипломат преподобный  Сергий Радонежский, его ученики и собеседники Кирил Белозерский,  Павел Обнорский и другие. Одновременно на Руси почиталось  много местных святых таких, как Кирил Новоезерский, Кирил Сырьинский, Афонасий Наволоцкий, Прокопий Важский,  Герасим Вологодский и много много других. Это будет очень интересная выставка. Будем делать каталог. Если выкрою время напишу статью.

         
лето

Наши дела

Народ идет. Вчера пятерых человек приняли. Сегодня еще троих.
Еще пятнадцатилетнюю просят забрать, и шестнадцатилетнего парня.

Звонят из разных городов области. Употребляют и торгуют прямо в школах. Огромная проблема. Все чаще - смерти.

Сегодня в Серове какие-то добрые люди повесили несколько плакатов: "Кто курит спайс - тот пидарас".
Звонят журналисты: "Прокомментируйте!".
Комментирую: согласен.

Начал делать памятку для родителей: "Как определить, что ваш ребенок употребляет наркотики"
Собираем видео для показа в школах. Поделюсь.

К вечеру поехал в Быньги. Завез несколько икон в Невьянский музей. Пока продолжаем комплектовать. Некогда заниматься. Но людей туда приезжает очень много. Местные старики собирались, старообрядцы. Просили, чтобы я приехал и с ними поговорил про иконы. Сказал, чтоб собирались - все брошу, приеду.

По дороге заехали к жестянщику Лене. Он реставрирует пионеров с домика в Кунаре. Очень сложная работа. Я даже не ожидал. До лета бы управиться. За лето надо домик закончить. Невозможно распыляться. Энергии не хватает.


Наши в Быньгах разобрали центральный иконостас. Это уникальное сооружение 1797 года. Изнутри иконостас снизу до верху покрыт толстыми слоями штукатурки. Наштукатурили за двести-то лет. Много тонн накопилось. А внутренние столбы подгнили. И иконостас стал закашиваться. И оперся всей своей многотонной тяжестью на две иконы. Одна из них - Спас ростовой, с правой стороны, уже лопнула посредине, но держит. А на верхнем ярусе заклинило Рождество Христово.
На днях будем поддомкрачивать и вытаскивать. Главное, чтобы он не сложился.
Парни поставили леса снаружи


И изнутри


И сделали-то ладно. Уголками скрепили на винтах. Уже почерк такой у наших определяется.
В ближайшее время снимем всю резьбу. Она очень тонкая. Будем восстанавливать.
Сева у нас, морпех, хочет на резчика учиться. Он когда появился, ходил звезды считал. Сейчас выправился. Здоровый, светлый парень.

А сегодня один тагильский остался. Солевой. Девятнадцать лет. Диагноз - шизофрения. Неделю жил у нас вместе с отцом. Шизофрения, хрен его знает, может ночью возьмет топор... С другой стороны шанс тоже надо дать. Вот пожил - шизофрения прошла. Остался у нас. Пока ходит, бабочек ловит. Игорь смотрит, чтобы его к лесам не подпускать. Месяца через три придет в себя.

Сели с парнями, чаю попили. Они меня блинами угостили. Поговорили обо всем.
А я из-за иконостаса центрального много лет переживал. Я видел, что он закашивается, и у меня не было возможности приступить и сердце болело. А сейчас парни все сделали, у меня отлегло. Сейчас точно поднимем. Заодно раскроем все иконы, восстановим резьбу, заменим несущие столбы, кинем новые лаги и перестелим пол. Это очень большое и серьезное дело.

Мы вышли на улицу, я говорю: "Давайте-ка я вас всех сфоткаю"
И уже сажусь в машину, а они говорят: "Евгений Вадимович, спасибо!"



Вам спасибо, парни!
лето

Отголоски

Невьянская икона, вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания, особенно 18-го -первой трети 19 века, несомненно явление мирового уровня. И сам Невьянск, как старообрядческий центр, и невьянские иконописцы, имели высокий авторитет не только на Урале и в Сибири, но и по всей России.

Невьянская икона ценилась очень высоко, например, в описании выморочного имущества крестьян Бердниковых, в первой половине 19 века, "штилистовой" складень на золоте был оценен в 70 рублей, а изба и двор - в 20 рублей. Старообрядцы, купцы-золотопромышленники, хвалились друг перед другом иконами письма Богатыревых или Малыгановых, как сегодня бы, наверное, хвастались другу Ламборджини и Феррари (мне фантазии не хватило).
Естественно, Невьянская икона задавала моду старообрядческой иконописи по всему Уралу и Зауралью, и Предуралью тоже. Это влияние рождало, порой, очень интересные направления. Например, Красноуфимская икона, совершенно школьная качественная иконопись, сориентированная на Старый Невьянск, лучшие образцы которой зачастую не уступали невьянским.

Эти иконы бытовали в старообрядческой среде на частных заводах (на казенных было другое иконописание). Отдельное направление я прослеживаю на Южном Урале, в районах Катава, Усть-Катава, Вязовой, Сатки и т.д.

А дальше, в Зауралье и Западной Сибири, Невьянская икона не бытовала. Слишком дорогая (вообще Невьянская икона в деревнях не встречается). Однако влияние школы в местных традициях прослеживается, и в крестьянской старообрядческой среде приобретало трогательные деревенские черты. Порой эту икону можно считать народной.

Однажды мне попала в руки икона - врезка. Слово "врезка" имеет два значения. В одном случае так называется прием, когда в новую основу переносят аккуратно вырезанный из старой иконы фрагмент, или всю ветхую икону врезают в новую доску, в целях сохранения. А у нас врезкой называют иконы, в которые вставлены медные складни, кресты или плашки (иконки). Такая врезка здесь безошибочно указывает, что икона старообрядческая.

Вот, посмотрите:


Это Архангел Михаил и Георгий Победоносец. А врезан складень Деисус - Спаситель, с Богородицей и Иоанном Предтечей. Красный, зеленый, желтый. Без полутонов. Причем желтый на фонах и полях обозначает золото. Такой вот крестьянский ответ богатым заводским одноверцам.
Эта икона у меня двадцать лет. Я видел отголоски школы, но никакого подтверждения для этой иконы я не находил. Так и жила одна.

И вдруг совершенно случайно увидел и купил Екатерину. И по цветовой гамме и по обработке доски, плюс одинаковые задние врезные шпонки, понял, что это одна мастерская.



Если мало покажется характерного желтого цвета, обратите внимание на Спасителя в левом верхнем углу и облачка под ним, и сравните с предыдущей иконой.

И вот две иконы. Одна мастерская. Явно Уральские. Где-то рядом. Издалека такие иконы сюда не повезут.
Пока все. Но мы же никуда не торопимся.

Лет через десять у коллекционера в Верх-Невинске купил Илью. Парня, кстати, тоже звали Илья. Может поэтому он нещадно торговался. Но в конце уступил.
Вот какой Илья. Слева Мученик Петр, справа Ксения.



Я сразу увидел, что эта икона встает в ряд с теми двумя. Я отдал за нее пятьсот долларов. И услышал самое главное - икона происходит из Армизонского района Тюменской области.
Но! Это не факт, что две предыдущие происходят оттуда же. Но уже что-то.

Мы же не торопимся.

И вот я купил еще одну икону этой мастерской, а может даже руки.


Согласитесь - чудо, как хороша!
Здесь уже не с чем спорить. Фон и поля, как на первой. Облачка те же. Да и Архангел тот же.
Все. Четыре в ряд. Одна мастерская. И какое-то далекое красивое слово с французским акцентом Армизон.

Как договаривались - не торопимся, но уже потряхивает. И нетерпение просыпается.

И вдруг приносят врезку. Без врезки только. Складень нашли потом, немножко затерт, но встал идеально. Спрашиваю, откуда? - Юг Тюменской области. Уже тепло.

Вот посмотрите:


Архангел Михаил, возле - целители Козьма и Дамиан. Справа Вонифатий, слева Апостол Родион (из семидесяти).
Архангел Михаил держит Спаса Нерукотворного на убрусе. Орнаменты бесхитростные, добрые крестьянские. Появились мысли, что бытовали в среде старообрядцев-поморцев.
И вот уже пять икон. Одна мастерская. Старообрядцы-поморцы(?). Известно, что две из пяти - с юга Тюменской области.

Уже торопимся.
И вдруг неожиданно еще одна икона




Из тех же краев. Богоматерь Тихвинская. Справа Кирик с Иулитой - у старообрядцев родительское наставление молодым оставаться крепкими в вере. Слева пророк Наум.
Все. Уже нет сомнений. Все шесть икон из одной мастерской. Одна из Армизонского района. Еще две - шире, с юга Тюменской области.
Внимательно смотрю тыльник, а там тонкая процарапанная надпись: "Армизон".

Вот и все. Первая часть отфиксирована. Есть ряд икон, объединенных общими признаками, имеющих косвенное невьянское влияние, бытовавших в крестьянской старообрядческой среде, и написанных в одной мастерской, находящейся в Армизонском районе.

Дальше ясно, что делать. Надо снова увидеть фонды музеев Тюменской, Курганской и Челябинской областей, обязательно Ишим и Омск.
Определить места компактного проживание старообрядцев в Армизонском районе. Установить места выхода (родину), хотя по сравнительному лингвистическому анализу понятно, что часть населения, которая именует себя "старожилами" - выходцы с Русского Севера. Посмотреть все материалы фольклорных и археографических экспедиций университетов в те районы. И писать научную статью.
Но. По опыту знаю, что нельзя писать о тех местах, где не был сам и не видел своими глазами. Поэтому надо будет ехать.

С удовольствием. Тем более, шестьсот километров здесь не расстояние.